ОСНОВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ
Укрепление здоровья школьников одно из направлений современной реформы образования. А одна из наиболее распространенных «школьных» патологий – нарушение осанки, приводящей к серьезным заболеваниям позвоночника, внутренних органов, центральной нервной системы.
Физиологическое и психологическое состояние современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его отношения к своему здоровью. Поэтому выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества. Многие люди, особенно дети, невнимательны к своему здоровью, не умеют понимать себя и свой организм, своевременно учитывать его запросы, которые всегда объективны.
«Осанка – это индивидуальность», - считает Джей Раппопорт. Психологи говорят, что осанка – это язык тела, поза, которая говорит всему миру о том, как вы себя ощущаете по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе.
За последние 3 года, по данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ, практически в 2 раза вырос процент заболеваний, связанных с нарушениями осанки, которые могут привести к различным тяжёлым болезням и даже к инвалидности.
Данной проблемой наш Центр здоровья занимается не первый год. Накапливается и распространяется большой опыт работы по профилактике детских заболеваний, связанных также и с опорно-двигательной системой. Регулярно на базе лицея проходят мероприятия спортивного характера («Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мальчики!»), в дни летних каникул функционирует школьный лагерь, оздоровление учащихся 1 ступени на базе санатория «Решма». На каждом уроке учителя и учащиеся проводят динамические физминутки, используют специальные тренажеры и упражнения для отдыха организма ученика. В процессе обучения многократно присутствует тема здорового образа жизни. Отдельным блоком разрабатываются проекты и выносятся на обсуждение во время классного часа. Однако ежегодно медицинские работники нашей школы констатируют факт наличия случаев искривления позвоночников у детей начальной ступени обучения, о чем свидетельствуют записи обследования в медицинских картах учеников.
Одним из факторов, влияющих на осанку школьника, является школьный портфель. Поэтому выбор темы: «Мой друг –школьный портфель» показался нам особенно актуальным.
В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:
- Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка?
- Сколько должен весить ранец?
- Как правильно выбрать ранец?
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Человек», обратить внимание на здоровьесбережение осанки путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ
- Изучить историю портфеля
- Узнать, сколько должен весить школьный портфель, чтобы не навредить здоровью школьника
- Провести взвешивание школьных портфелей с точки зрения гигиенических требований
- Разучить упражнения для укрепления осанки школьника
- Создать памятку: « Как сохранить осанку»
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: портфели учащихся 2-Б класса МАОУ лицея №21
г. Иваново, их содержимое.
Участники исследования: учащиеся 2 «Б» класса.
Гипотеза:
если правильно выбрать школьный портфель (соответствующий гигиеническим нормам), то его ношение не навредит осанке школьников и их здоровью.
Методы исследования:
- Наблюдение.
- Сбор информации из книг, интернета, других источников.
- Эксперимент (взвешивание) и определение осанки ученика
1.Уже в детском саду мы мечтали о том, как пойдём в первый класс, как за спиной у нас будет школьный рюкзак с тетрадками, учебниками, ручками. И вот мы – второклассники, и ранец для нас - уже не только долгожданный атрибут школьника, но и важная школьная принадлежность. От того, какой у школьника рюкзак, во многом зависит его внешний вид, настроение и, конечно, здоровье. У каждой вещи, которая используется человеком в быту, есть своя история- история возникновения, история развития, использования. У некоторых вещей история эта очень долгая, у некоторых она пока еще короткая.
2. Ученики были во все времена, а история портфеля насчитывает чуть больше столетия. Почему? А вот представьте: давным-давно, тысячи лет назад люди писали на глиняных табличках. А «книжки» и «тетрадки» хранились в громадных сундуках или в здоровенных глиняных сосудах. Какой уж тут портфель!
Позже, когда в Древнем Египте изобрели папирус, его можно было склеивать в свитки. Выполнил домашнее задание, свернул свиток и положил в …– нет, не в портфель. А в специальный круглый пенал, который носили на шнурке у пояса.
А потом китайцы изобрели бумагу. Из Китая 800 лет назад она попала в Европу. В Европе и была изобретена сумка для ношения бумаг – портфель. Тогда произносили «портфейль» , что буквально означает «носить листы бумаги». Слово Портфель (от анг. portfolio ) имеет несколько значений, одно из которых имеет финансовый смысл, а второе это сумка для бумаг. И все же в первую очередь, портфель - это именно сумка.
3. Брат-близнец портфеля – ранец – пришел к нам вместе с наемными немецкими солдатами, служившими у московских царей. Так назывался походный заплечный мешок. И только через 200 лет словом «ранец» начали называть ученическую сумку. До 1917 года портфель носили только дети богатых родителей, которые учились в гимназиях. Он был из черной кожи, крышка обшита тюленьим мехом серо-зеленого цвета.
После первой мировой войны дети ходили в школу с полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. Полевые сумки можно было перекидывать через плечо, а во время драк использовать в качестве оружия.
Позднее появились советские портфели. В 60 годы 20 века портфели были все как один – из коричневого кожзаменителя.
А во второй половине 80-ых годов 20 века старшеклассники обзавелись «дипломатами» - жесткими узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета.
На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах 20 века в моду вошли портфели необычной формы – вертикальные сумки с ремешком через плечо.
Само слово «ранец» постепенно выходит из употребления, уступая место слову «рюкзак». Сегодня ассортимент их велик.
Вывод
Портфель прочно вошел в нашу жизнь.
Портфель- это первая вещь, которая приобретается для первоклассника. А что уж говорить о деловых людях - адвокатах, директорах, нотариусах, юристах? А работники прокуратуры? Следователи?
Ну, а выражение "портфель министра" уже само по себе говорит о многом!
Все чаще слово портфель начинает употребляться в словосочетании "электронный портфель", который используется для переноса электронных документов с одного персонального компьютера на другой.
Да, история портфеля длинна и интересна, и мы будем надеяться, что она еще далеко не завершена, и для нас и для него все еще только начинается, и кто знает, как будет выглядеть портфель еще лет эдак через сто-двести!
5. А знаете ли вы, что школьный портфель стал одним из главных героев на картинах художников.
На картине С.А. Григорьев «Вратарь» портфель используется в качестве ворот на футбольном поле.
А на картине Ф.П. Решетников «Опять двойка» портфель-сумка для переноски учебных принадлежностей и …отметок.
Волшебная сумка этот портфель,
Ведет себя странно порой, ты поверь!
Когда в нём пятерки лежат в дневнике,
То легким бывает он в детской руке.
Но если в нём двойка хотя бы одна,
Нести эту сумку устанет рука.
Тяжелою ношей становится вмиг,
И медленно к дому идет ученик.
Портфелю поставлены памятники: в Белгородской области, в Канаде,
во Франции.
6. Сколько должен весить школьный портфель,чтобы не навредить здоровью школьника? По санитарно-гигиеническим нормам (СанПин 2.4.7./1.1.2651-10 от 28 июня 2010г. № 72) вес ранца с учебными принадлежностями не должен превышать 10% от веса тела ученика ( для ребенка 1-3 классов это примерно 2-3 кг).
Мы рассчитали вес портфеля учеников 2-Б класса в зависимости от расписания уроков по дням недели и выяснили, что
самый легкий ранец – 900 г
самый тяжелый ранец – 1200 г
самый лёгкий учебник – «Окружающий мир» - 274 г
самый тяжелый учебник – «Литературное чтение» - 330 г
самый «тяжёлый» учебный день – вторник
самый «лёгкий» учебный день – пятница
Превышение 10 % веса рюкзака от массы тела выявлено у Нади, Алены, Сони, Тани и Евы. А у Саши соответствует норме.
Почему? У Саши при взвешивании пустого портфеля вес оказался самым лёгким.
Поэтому, уважаемые родители!
Не покупайте тяжелые портфели и громоздкие школьные принадлежности.
Найдите возможность использовать два комплекта учебников (один – в школе, один – дома).
Контролируйте содержимое ранца вашего ребёнка.
Удобный и полезный рюкзак для маленького школьника должен обладать набором определенных качеств:
- Удобными, регулируемыми и крепкими лямками.
- Жестким каркасом.
- Оптимальным количеством отделений.
- Возможностью разборки (для мытья и чистки).
а еще:
- Легким – содержимое портфеля и без того имеет внушительный вес;
- Плотно прилегать к спине, задняя стенка должна быть укрепленной, с мягкой прокладкой;
- Иметь прочные широкие лямочки ( ширина 4см)
- Хорошо сохранять форму;
- Иметь надежные, но не очень тугие застежки;
- Иметь удобную крепкую ручку;
- Прочным( вынести школьному портфелю предстоит немало);
- Изготовлен из легко моющегося материала;
- Иметь много кармашков и отделений;
- Обеспечивать безопасность ребенка на дороге ( с элементами светоотражающих материалов).
Медицинские работники утверждают, что у детей 6-9 лет осанка неустойчивая. Тяжёлый ранец - первый кирпичик к неправильной осанке. Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, ребёнок быстрее устаёт. А ещё согнутая спина и перекошенные плечи могут довести ребёнка до близорукости и остеохондроза.
Дорогие ребята!
Не носите лишнего в ранцах.
Всё, что нужно на урок технологии, рисования можно оставлять в кабинете.
Регулярно занимайтесь физкультурой, потому что физические упражнения укрепляют мышцы и скелет.
Мы уже делаем так – советуем и вам!
Мы создали памятку, в которой описали комплекс упражнений на укрепление осанки, которую передали в классы и в Центр здоровья.
Вывод:
Если правильно выбрать школьный портфель (соответствующий гигиеническим нормам), то его ношение не навредит осанке школьников и их здоровью. Здоровье нельзя купить. Здоровье нельзя взвесить. Ни одного человека нельзя сделать здоровым без его собственных усилий и желания быть здоровым! Помните об этом, и будьте здоровы!
|